Зачем нужно РВ?

Home > Зачем нужно РВ?

Статистика в Кыргызстане такова, что более 50% детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Увеличение числа детей с ранней детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии на передний план.

Актуальность проблемы состоит в следующем: это поколение будет определять будущее Кыргызстана в ближайшие десятилетия и уровень ее интеллектуального и экономического развития.

По данным различных исследований, большая часть семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития относится к наименее обеспеченным слоям населения, что приводит к низким показателям трудовой и социальной активности.

Положительные изменения данной категории населения (семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития) возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.

В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух — трех лет жизни в развитии ребенка, роль семьи, отношений с матерью и другими близкими, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга.

Конечно, нельзя сказать, что данная категория детей оставлена без внимания. Их проблемами занимаются как учреждения здравоохранения, в чье поле зрения они попадают прежде всего, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.

Однако каждое из указанных ведомств оказывает свою профессиональную помощь ребенку, не взаимодействуя друг с другом, тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении усилий всех заинтересованных ведомств.

Опыт работы подведомственных министерству социального развития реабилитационных учреждений выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности:

— отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;

— отсутствие скоординированной системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития;

— недостаточная разработка психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте;

— недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста.

 

Решение указанных проблем возможно только при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого метода. Программно-целевой метод объединит и скоординирует усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач минимизации отклонений в состоянии здоровья детей и профилактике инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.

 

Новизна программы заключается в том, что в поле реабилитационной деятельности специалистов включаются и родители, воспитывающие ребенка раннего возраста. Семья воспринимается как единый целостный организм, нуждающийся в разрешении проблем медицинского, психолого-педагогического, социального характера, в связи с чем помощь оказывается всей семье (родителям, другим членам семьи), а не только ребенку с ограниченными возможностями.

Имея дело с детьми с очень серьезными нарушениями, постепенно мы поняли, что программы раннего вмешательства могут и должны становиться альтернативой интернатам и домам ребенка, где дети оказывались в силу некомпетентности профессионалов и беспомощности властей. Идея важности близких отношений для развития ребенка наравне с идеей раннего выявления нарушений стала основополагающей для раннего вмешательства. Ничто не может заменить ребенку постоянных отношений с близким взрослым, и как наличие, так и качество этих отношений влияет потом на всю последующую жизнь человека.

Ряд исследований, посвященных показателям возврата инвестиций в систему развития детей раннего возраста, установил, что прибыль варьируется от 2$ до 17$ на каждый потраченный доллар. В результате этих и прочих исследований ведущие международные экономисты, участвовавшие в консультативном заседании в октябре 2007 года в Сан-Хосе, признали сферу развития детей раннего возраста первой и самой выгодной сферой инвестиций среди 29 приоритетных областей повышения эффективности государственных расходов среди стран Латинской Америки и Карибского моря. Показано, что лучшим и наиболее экономически эффективным вложением в развитие человеческого капитала являются программы раннего детского развития и раннего вмешательства.

 

Инвестиции в ранее вмешательство, в специальное образование и реабилитационные службы во много раз меньше, чем затраты на содержание детей в детских домах и интернатах, к тому же такой подход намного гуманнее, эффективнее и он ориентирован на ребенка и семью.

 Инфографика-№3 

Стоимость помещения детей  с задержками и нарушениями развития в специальные учреждения намного превышает затраты на предоставление профилактических и ориентированных на детей и семью служб для семей с детьми с особенностями психофизического развития.

 

Стоит ли нам использовать опыт США, где федеральное правительство создало закон о раннем вмешательстве, определяющий:

  • группы детей, нуждающихся в нем,
  • форму и сроки оказания помощи,
  • перечень специалистов, входящих в междисциплинарную команду,
  • правила взаимодействия между здравоохранением, образованием и социальными службами, с тем, чтобы обеспечить своевременное направление детей в службы раннего вмешательства, а потом и их переход в детские сады и школы, а также выделило штатам федеральное финансирование, позволившее им создать тот вариант раннего вмешательства, который наиболее подходит к социальной ситуации конкретного штата.

 

Сильная политическая поддержка, юридическая база системы раннего вмешательства и межсекторные соглашения и основные принципы будут способствовать развитию устойчивых, культурно уместных, комплексных и долгосрочных служб раннего вмешательства в Кыргызстане.

Разработка и принятие Закона о раннем вмешательстве продемонстрирует гражданам Кыргызстана, что стремление помочь их детям вырасти полноценными и умными людьми есть и у политиков Кыргызстана.

 

soros-logoСайт создан в рамках проекта «Раннее вмешательство -  первый шаг к инклюзивному образованию!» при финансовой поддержке  «Образовательной программы» Фонда «Сорос-Кыргызстан».