Истории успеха

Home > Истории успеха

Разбудить желание жить

Дни и годы больного ребенка с младенчества насыщены больше неприятными вещами, болезнями, но мы стараемся «разбудить» мотивацию малыша, чтобы стремился сам совершить действие. Например, не просто наклоняемся или сгибаем-разгибаем руку, а делаем это ненавязчиво, в процессе игры в мяч, прятки, с машинками. И тут же показываем родителям, как правильно переместить малыша в пространстве, какая поза удобнее для него в бодрствовании и покое. Стремимся, чтобы упражнения вплетались в канву повседневности.

Главная награда — не статистика, а измененные к лучшему детские судьбы. Вот некоторые истории из нашей практики

 

adilet adilet2

 

У Адилета тяжелые двигательные нарушения и спастика. Несмотря на физическое состояние вместе со специалистами,  мама и Адилет достигли значительных успехов. Выучили все цвета, формы предметов объем фигур, считает до 100, учит алфавит  и начал читать по слогам. Запоминает стихотворения, пересказывает сказки. Хотя им трудно заниматься, они не пропускают занятий и очень довольны результатами.

 

Alina

У Нуралины сложное заболевание, синдром  Денди-Уолкера(последствия менингита) смешанная гидроцефалия, задержка речи и психо-физического развития, сложное нарушение зрения. Родителям врачи НЦОМИД дали понять, что девочка вряд ли будет ходить и не надеются на  результаты по развитию ребенка. Мама и специалисты приложили немало усилий для развития двигательных способностей, восприятия, мышления, моторики. Нуралину научили  самостоятельно стоять  без поддержки при помощи подручных средств коляски  и жгута. Сделали большую работу по формированию представлений, умений, навыков. Сейчас Нуралина может заниматься предметно- практической деятельностью, может показывать и воспринимать предметы. Большие сдвиги по самообслуживанию, просится в туалет, старается самостоятельно принимать пищу.

Syimyk

Сыймык, один из выявленных новых детей, в семье четверо детей  с врожденным гипотериозом, мать и отец  с задержкой психо-физического развития. Специалисты договорились с местной госадминистрацией и местным кенешем имени Болота Мамбетова , чтобы все члены семьи   прошли обследование и смогли получать пособие по инвалидности. В апреле мама с тремя детьми прошла бесплатное обследование бригады врачей из НЦОМИД, что помогло всем троим детям встать на учет по инвалидности. Сыймыку нравятся наши занятия, он  уже научился строить башню из кубиков и как видите улыбаться.

 

 

Опыт 

Общественного объединения «Шоола-Кол»

по организации службы раннего вмешательства  в Тонском районе

 

Шоола-Кол первым в Кыргызстане создала местную модель  службы раннего вмешательства, апробировала и адаптировала программу раннего вмешательства для сельских детишек с задержками и отклонениями в развитии.

К программе раннего вмешательства мы подошли не сразу. В 2008 году при поддержке HealthProm (Big Lottery Великобритания) начали реализацию трехгодичного проекта “Поддержка детей с инвалидностью и их семей в Кыргызской Республике”. Благодаря данному проекту мы создали материально-техническую базу:

  • открыли в средней школе имени Алтымышбаева Ж. села Боконбаево хорошо оснащенный Дневной реабилитационный центр;
  • Приобрели специализированный микроавтобус для транспортировки детей с ОВЗ.

111

В течение трех лет мы работали с детьми разного возраста с разными диагнозами, не имеющими возможность обучаться. Уже тогда мы обратили внимание, что из трех  возрастных групп наибольший   успех имеют дети  группы дошкольной подготовки. Мы подготовили 12 детей  к школе,  сейчас они обучаются в четырех общеобразовательных школах.  Таким образом,  наша работа доказала эффективность  раннего вмешательства в развитии детей .

Наша деятельность была схожа с латанием дыр на поношенном пиджаке, мы работали с последствиями проблемы, а не с причинами. Наблюдая всю безысходность положения семей с детьми с ОВЗ, со временем к нам пришло понимание необходимости системных мер по профилактике и минимизации инвалидности.

В 2011 году  мы осуществили проект  «Продвижение процесса инклюзии в Республике Кыргызстан путем  подготовки  специалистов,  работающих с детьми с особыми нуждами», поддержанный программой «Восток-Восток»  Фонда «Сорос –Кыргызстан». В рамках проекта в партнерстве с Латвийской ассоциацией  Портэдж  подготовили  62 специалистов  Раннего Вмешательства в Иссыккульской, Нарынской и Ошской областях.

Были сформированы 3 команды РВ: в селе Боконбаево и в городах Ош и Нарын, завершен перевод учебно-методических материалов на кыргызский язык, сформирован банк данных детей раннего возраста, но не смогли найти финансирование на продолжение  начатой деятельности  по раннему вмешательству в городах Ош и Нарын.

В декабре 2011 года нами была создана Кыргызская Ассоциация специалистов Портэдж и подписано Соглашение  с Министерством социальной защиты населения о взаимосотрудничестве в сфере Раннего Вмешательства, что явилось большим успехом постпроектной деятельности.

С 2012 года мы осуществили при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан» 3 проекта :

  1. «Раннее вмешательство – невозможное возможно!»
  2. «Раннее вмешательство – дорога к минимизации инвалидности!»
  3. «Раннее вмешательство – первый шаг к инклюзивному образованию!»

Это был первый и очень важный этап в развитии программ раннего вмешательства в Кыргызстане. Мы  начали работу с детьми и семьями, с энтузиазмом осваивая методы раннего вмешательства. Вначале сделав основной упор на раннее выявление, мы постепенно выяснили, что помощь детям раннего возраста с выявленными нарушениями в Тонском районе практически не оказывается, а если оказывается, то в основном медицинская.

Прежде всего, хотелось научиться по-настоящему соответствовать главным принципам междисциплинарности и семейно-центрированности, и не декларативно, а на деле. Перед нами встало много задач: создать команду, развивать необходимые новые специальности, проводить оценку развития ребенка и семьи, научиться сотрудничать между собой и с родителями на партнерских основаниях, научиться передавать свои знания.

Наши специалисты два раза в год имели возможность обучения у педиатров, олигофрено- педагогов, невропатологов, психологов Бишкека, но конечно этого обучения было недостаточно. Во всяком случае, была возможность два раза в год обсудить практику работы, правильности предложенной методики и его эффективности. Сотрудники центра побывали с обменным визитом по программе раннего вмешательства в Великобритании, Латвии, России (Псков)и Таджикистане.

Мы начали строить свою работу с организации круглых столов, встреч, семинаров с работниками детских поликлиник, родильных домов и дошкольных учреждений. Темами обсуждений было решение вопроса, как нам совместно реализовывать программу «Раннее  вмешательство». Было подписано Соглашение о сотрудничестве с представителями местной власти в сфере инвалидности.

Первоочередной задачей  при работе с семьями было повышение  самооценки родителей, работа с ближайшими их соседями и с местными властями. Одним из достижением нашей организации явилось то, что  наши 20 изолированных  детей с особыми нуждами и их семьи стали видимыми в общественной жизни сел, принимая активное участие в разных культурных мероприятиях сел.

Обучающие семинары повысили грамотность родителей в вопросах обучения и развития детей, имеющих патологии развития, содействовали выработке эффективного стиля взаимодействия со специалистами РВ. Дали толчок правильному формированию толерантного отношения родителей к детям с нарушениями поведения. Проведенная работа  с документацией  и с таблицей развития ребенка по программе Раннего вмешательства дала стимул родителям для будущих занятий с детьми.

Молдоева Меерим, новый родитель поселка Каджи-Сай : «Моей девочке уже более года,  она у меня сейчас сильно отстает в развитии, это мой первый ребенок и я даже не представляла, что маленького ребенка с патологиями можно успешно развивать, я даже не знала, как развивается нормальный ребенок. После всего того, что я узнала на семинаре, я стала осознавать, что без знания раннего развития ребенка, какими должны быть  детско-родительские отношения, без социализации, мой ребенок останется в тени, никому ненужным человеком».

Таким образом, для нас из простой идеи раннего вмешательства выросли огромные задачи — повлиять на систему помощи людям с нарушениями. Для привлечения внимания на национальном уровне к проблемам раннего развития детей были проведены лобби и информационные кампании, создан сайт ei.kg, на котором организован сбор подписей под петицией «ПОМОГИТЕ ОСОБЕННЫМ МАЛЫШАМ СТАТЬ ПОЛНОЦЕННЫМИ ГРАЖДАНАМИ СТРАНЫ!»

С целью определения  степени актуальности внедрения программы Раннего вмешательства врачами НЦОМиД обследовано 370 детей села Боконбаево в возрасте от 0 до трех лет, из них  у 57,8% выявлены отклонения в развитии и соматические заболевания.

 

1213

132132123

Осуществление качественной методологии программы Раннего вмешательства, переведенной и адаптированной  к местной специфике продемонстрировало заметное влияние на семьи и на развитие 20 детей с ограниченными возможностями.

Общество и родители  имели возможность убедиться в эффективности программы РВ, как инструмента инклюзии детей!

Поддержите программу Раннее вмешательство! Подписав петицию (это займет не более 2-х минут)
soros-logoСайт создан в рамках проекта «Раннее вмешательство -  первый шаг к инклюзивному образованию!» при финансовой поддержке  «Образовательной программы» Фонда «Сорос-Кыргызстан».