Что такое Раннее вмешательсвто?

Что такое Раннее вмешательство?

Ребенок — самый ценный подарок, который родители делают нашему миру. Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе, но у некоторых наблюдаются задержки в развитии. Это является основанием для беспокойства.

Раннее вмешательство — система услуг, доступных для всех детей до трехлетнего возраста с задержками в развитии, ограниченными возможностями или особым состоянием здоровья, ведущим к отклонениям в развитии. Система раннего вмешательства решит проблемы семьи при помощи программы, специально разработанной с учетом уникальных потребностей ребенка и семьи.

Основные цели программы раннего вмешательства заключаются в разработке положительных социально-эмоциональных навыков, приобретении и использовании знаний и навыков, а также в использовании вашим ребенком соответствующих качеств для удовлетворения его потребностей.

Мы не нашли лучшего пути, для  развития способностей ребенка, чем обучать родителей работать с детьми.

Дети быстро растут, учатся и развиваются в первые три года жизни. И хотя все дети уникальны и каждый растет и учится в своем собственном темпе, некоторым детям нужна помощь. Эта дополнительная помощь и называется ранним вмешательством.

Программы раннего вмешательства появились в США и странах Западной Европы в 50–60 годах ХХ века.

Проект Portage (в честь города, где появилась эта программа) — показательная программа, которая существует более 30 лет и введена в большинстве странах.

Показано, что лучшим и наиболее экономически эффективным вложением в развитие человеческого капитала являются программы раннего детского развития и раннего вмешательства. Именно поэтому в 2003 году Организация Объединенных Наций признала распространение программ раннего детского развития и раннего вмешательства приоритетным направлением своей деятельности.

У программы раннего вмешательства несколько целей:

Первое – оказывать поддержку родителям в развитии их детей.

Второе – содействовать развитию детей в таких ключевых областях, как коммуникация и подвижность.

Третье – содействовать развитию уверенности детей в своих силах и в конечном итоге – предотвращать возникновение будущих проблем.

 

Раннее вмешательство – это набор методов улучшения интеллектуальных и социальных навыков маленьких детей с нарушениями развития, включая детей с умственной отсталостью, нарушением способности к научению и недостатком стимулирующего окружения, являлось как можно более раннее вовлечение попечителей и других взрослых в интенсивную, сосредоточенную на ребенке деятельность.

Вместо того, чтобы рассматривать детей с высоким уровнем риска, задержками либо нарушениями развития как имеющих дефекты, недостатки либо заболевания, данный подход подчеркивает их сильные стороны, способности и потенциал развития. Программы раннего вмешательства стремятся преодолеть функциональные ограничения, если таковые существуют. Они максимизируют развитие ребенка, его участие в семейной и общественной деятельности, с целью помощи ему в достижении долгосрочной самостоятельности и возможности вносить свой вклад в развитие общества.

Инфографика №4

Окно в мир возможностей.

За последние десять лет достижения в изучении человеческого мозга помогли ученым лучше понять, как мозг растет и развивается. Сейчас стало ясно, что раннее детство ребенка сильно влияет на развитие его мозга и способы взаимодействия с окружающим  миром. Отношения, которые дети устанавливают со взрослыми, лежат в основе эмоционального развития.

Дети, которые окружены чуткой и нежной заботой со стороны родителей и других людей, осуществляющих уход в первый год жизни, обладают существенным преимуществом на пути к успеху в своей жизни.

Раннее вмешательство основано на естественном обучении, происходящем в первые несколько лет жизни. Услуги, предоставляемые программой раннего вмешательства, научат родителей, как помочь ребенку совершенствовать способности в учебе и игре. В эти ранние годы наиболее активно развиваются зрение, слух, речь, происходит физическое, моторное и социально-эмоциональное развитие ребенка. Раннее вмешательство открывает окно в мир возможностей для ребенка.

Родители и другие члены семьи входят в команду раннего вмешательства, считаются ее важными членами, становятся центральными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребенка и семьи, разработки и последующей реализации индивидуального плана обслуживания. Таким образом, содействие развитию младенцев групп риска проводится через поддержку функционирования семьи как первичного окружения ребенка путем включения членов семьи в командную работу профессионалов и их участия на каждом из этапов семейно-центрированного раннего вмешательства.

Важнейшие  компоненты  эффективной  системы  раннего  вмешательства

1.Соответствие требованиям

Ребенок и семья могут использовать услуги раннего вмешательства, если ребенок младше 3 лет, и если у него имеются следующие нарушения:

  • Задержка в развитии на 25 % или более;
  • Ребенок развивается нетипично по сравнению с детьми его возраста;
  • Диагностировано нарушение, которое может негативно повлиять на развитие, например генетическое заболевание или серьезное нарушение зрения или слуха.

 

2.Диагностика

Специалист раннего вмешательства проводит оценку и анализ возможностей ребенка в течение 45 дней с момента направления и разрабатывает Индивидуальный план оказания услуг семье, если будет определено, что ваш ребенок соответствует требованиям.

Семья принимает участие в процедуре диагностики.

Это крайне важно для определения сильных сторон и потребностей ребенка и для разработки оптимального плана действий. Диагностика возможностей ребенка включает ряд инструментов и источников информации.

Квалифицированные специалисты, которые будут проводить диагностику ребенка, анализ и оценку, определят соответствие ребенка требованиям для получения услуг по программе раннего вмешательства.

Советы для семьи:

  • Предоставьте актуальную информацию о своем ребенке, включая историю болезни. Направьте необходимые документы (справки о прививках и результаты предыдущих обследований, если таковые имеются).
  • Сообщите о приоритетах и проблемах семьи, касающихся развития ребенка.
  • Посещайте все обследования. Выбирайте удобное время и место.
  • Задавайте вопросы для лучшего понимания процедуры и программы. Координатор и местные специалисты РВ знают о том, что эти услуги являются новыми для большинства семей. Они ответят на все ваши вопросы.

 

  1. Индивидуальный план оказания услуг семье

Когда анализ состояния ребенка будет завершен и ребенка допустят к получению услуг по программе раннего вмешательства, начинается разработка плана удовлетворения потребностей семьи. Индивидуальный план оказания услуг семье — основа для оказания должных услуг и поддержки, соответствующих потребностям ребенка и семьи.

План разрабатывается специалистом РВ, а также главными экспертами по детям — это самими родителями! Никто не знает своего ребенка и не понимает потребностей семьи лучше них.

Индивидуальный план отражает:

  • Сильные стороны и потребности ребенка;
  • Приоритеты семьи;
  • Оказываемые ребенку услуги и место, где они будут оказаны;
  • Желаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки успехов.

Индивидуальный план — это больше, чем документ. Индивидуальный план — это результат тесного сотрудничества между родителями и специалистом РВ.

 

  1. Услуги

Услуги раннего вмешательства ставят своей целью увеличить потенциал ребенка на каждой стадии роста и развития. Предлагаемые услуги подбираются индивидуально, с учетом уникальных потребностей каждого ребенка и семьи.

Примеры услуг раннего вмешательства:

  • Физиотерапевтическое лечение
  • Трудовая терапия
  • Сестринский уход
  • Социальная работа
  • Специальная подготовка
  • Услуги по развитию речи
  • Услуги по развитию/
  • обследованию слуха и зрения
  • Консультирование по семейным проблемам

 

  1. Непрерывный процесс рассмотрения Индивидуально плана.

Индивидуальный план  должен  быть  гибким,  чтобы  отвечать  меняющимся потребностям и приоритетам семьи. Индивидуальный план пересматривается не реже, чем раз в 6 месяцев, или по мере того, как ребенок достигает отраженных в плане результатов, или когда родители определят иные потребности.

Родители могут запросить пересмотр Индивидуальный план  у специалиста РВ в любое время.

Что нужно знать о раннем вмешательстве.

Услуги и помощь в области раннего вмешательства должны быть доступны во всех районах Кыргызстана. Услуги предоставляются детям в возрасте от 0 до 3 лет.

  1. Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Своевременная диагностика нарушений слуха позволяет начать поддержку и тем самым дать возможность ребенку, не упуская критический период, овладеть речью.
  2. Раннее Вмешательство — это не  медицинская программа, которая лечит ребенка. Главными учителями для ребенка по-прежнему остаются его родители. Родители и  группа раннего вмешательства работают вместе для поддержания и ускорения развития ребенка. Команда специалистов демонстрирует и  моделирует методы, которые подходят ребенку. Они обучают родителей применять эти методы в повседневной жизни ребенка и в промежутках между визитами к поставщику услуг.
  3. Родители — лучшие защитники своего ребенка. Отношения, которые сложатся у них с группой раннего вмешательства, важны как для родителей, так и для детей. Четко формулируйте, что, по вашему мнению, нужно ребенку. Родителям следует почаще встречаться с координатором услуг и сотрудничать со всей группой.
  4. В местных офисах Раннего Вмешательства должны работать квалифицированные специалисты, отвечающие требованиям программы. Персонал будет тщательно проверяться перед наймом и  находиться под пристальным наблюдением местных администраторов программы и задействованных координаторов.
  5. Родители вместе с командой Раннего вмешательства разрабатывают индивидуальный план оказания услуг семье. Индивидуальный план составляется для каждого ребенка индивидуально. Он основан на  потребностях ребенка и  его семьи.
  6. Программа Раннего вмешательства использует инструктаж для работы с детьми и семьями. Эта модель отличается от  «клинической или медицинской» модели, используемой многими частными терапевтами и агентствами.
  7. Услуги в  области раннего вмешательства ориентированы на семью. Это означает, что потребности семьи так же важны, как и  потребности ребенка. Программа раннего вмешательства предоставляется ребенку в естественной среде, где он живет, учится и  играет. Ребенок допускается к  использованию одной или нескольких услуг. Когда список услуг будет определен, можно выбрать те из них, которые получат семья и ребенок. Помните: группа раннего вмешательства понимает, что этот период — эмоционально насыщенное и  трудное время для семьи. Группа определит ресурсы, которые помогут родителям участвовать в развитии и взрослении ребенка, и окажет им моральную поддержку.
  8. Традиционная диагностика направлена на выявление негативных отклонений от нормы и определяет проблемы ребенка, фокусируясь на “дефектах”. Задача оценки — выявить фактические ресурсы ребенка и возможности его развития. Неокончательность оценки – ее сильная сторона. Оценка является гипотезой о возможностях развития ребенка, которая постоянно дополняется и корректируется в процессе работы.
  9. Междисциплинарная команда. Традиционно ребенок с функциональными нарушениями становится объектом профессионального воздействия со стороны разных специалистов, чьи действия часто плохо скоординированы между собой. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных планов развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребенка и его семьи.

Задачи служб РВ:

  • Взаимодействие с учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты для обеспечения выявления детей, нуждающихся в ранней помощи.
  • Проведение психолого-педагогического обследования детей целевой группы и их семей.
  • Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям целевой группы, социально-психологической и образовательной поддержки их родителям/семьям.
  • Осуществление работы по адаптации и социализации детей целевой группы.
  • Включение родителей/семьи в процесс воспитания и обучения.
  • Обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.
soros-logoСайт создан в рамках проекта «Раннее вмешательство -  первый шаг к инклюзивному образованию!» при финансовой поддержке  «Образовательной программы» Фонда «Сорос-Кыргызстан».